Северный Мотылёк
Позволь себе быть собой, а другим быть другими.
Спустя почти девять лет с тех пор, как впервые взяла в руки флейту с целью научиться играть как бог, я только-только начинаю догонять принципы строения джазовых и блюзовых последовательностей, а также наконец поняла, как расшифровывать написанные аккорды - все эти неведомые ранее Ebj7(5#) или Dø. Оказывается, когда ты имеешь уже представление на базе академического образования, перестроиться на джазовую гармонию сложнее (ну, в моём случае точно). То есть, нутром чую, но мозгом не всё ещё догоняю. При этом вспоминаю, что большинство американских джазовых музыкантов заканчивали классические школы - но играли джаз.Значит, либо соображалка у них работала быстрее, чем у меня :), либо у них совершенно другая система образования (что вполне вероятно).

Не знаю, как много у меня в читателях музыкантов, которым будет понятно то, что я сейчас напишу, но я постараюсь написать так, чтобы было более менее понятно всем :)
Дело в том, что классическая гармония учила нас построению аккордов и цепочек от ступеней лада, а тональность могла при этом подбираться любая. Например, доминантовый септаккорд (D7, где D - доминанта, а 7 - септима, расстояние между крайними нотами аккорда) у нас строится на V ступени (которая и называется доминантой всегда). Грубо и упрощённо говоря, D7 легко построить, шагая через одну ступень, пока не получишь четыре ноты. Всего ступеней семь. Начинаем с пятой и шагаем через одну, получаем следующую картину: V-VII-II-IV. Имея такую условную схему, мы легко построим септаккорд в любой тональности. В До-мажоре это будут ноты соль-си-ре-фа, в фа-мажоре - до-ми-соль-си и т.д. То есть в классической гармонии мы имеем номера ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII) и приписываем к ним обозначения аккордов цифрами (V7, III53 и т.д.) - это по Петербургской школе. По московской школе исторически сложилось написание основных аккордов по их функциональному признаку - T (тоника, I ступень), S (субдоминанта, IV ступень), D (доминанта, V ступень). Не будем углубляться сейчас в детали, но, надеюсь, общая картина примерно понятна :). Зная, как строится септаккорд, кварт-терцаккорд или какой-нибудь уменьшенный нонаккорд с пониженной второй, мы записывали его по схеме, единой для любой тональности, и затем просто гоняли по всем тональностям. Лично у меня мозг кипел, я и сейчас не так чтобы очень хорошо соображаю по гармонии :)

А теперь о том, как меня осенило насчёт гармонии джазовой. Я несколько лет пыталась понять, почему в классической и джазовой гармонии пишут аккорды по-разному, и не догоняла, что означают буквы и символы в джазовых аккордах. Только недавно, взяв в руки маленькую брошюрку Парнеса и Оськиной под названием "Безнотный определитель аккордов" и прочитав всего одну строку, я всё поняла - резко, сразу. Дошло! Септаккорд, который в общем-то, всегда строится на пятой ступени, они либо строят от первой, либо называют по первой ноте этого аккорда. Например вышеупомянутый септаккорд До-мажора соль-си-ре-фа, который в классической гармонии назывался бы D7 (доминантовый) или V7 (от пятой ступени), в джазе будет тупо С7 (септаккорд от ноты до). Всё. И все остальные аккорды точно так же. Если нам нужен минор, мы приписываем к первой ноте аккорды маленькую m и получаем Gm(6), например. Ларчик просто открывался.

И вот теперь я ищу на Ютубе любые backing tracks для импровизаций, а там чаще всего прописывают последовательность аккордов. Умея быстро строить те или иные аккорды в уме, очень легко сориентироваться и не лабать но ненужным нотам. И с каждым днём практики я всё больше проникаюсь, и уже могу ловить на слух. Могу с уверенностью сказать, что с импровизацией у меня дело идёт в гору. А сейчас тем более мотивация такая - буду играть на джеме через неделю, чего никогда не делала. Страшно - но внутренний голос сказал - надо :). Вот и практикуюсь каждый день. Всё будет круто :)


@темы: Instrumental, Jazz, Собрала в кучку, Сольфеджио, Учусь, Флейта